Если взять большое слово,

Вынуть буквы, раз и два,

А потом собрать их снова,

Выйдут новые слова.

Поиграйте раньше с нами,

А потом играйте сами.

 РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ — САМЫЙ ОТВЕТСТВЕННЫЙ ПЕРИОД В РАЗВИТИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ.

     Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

     Развитие речи у детей происходит настолько стремительно, что если в словаре трёхлетнего современного ребёнка насчитывается 1200 слов, активный словарь шестилетнего дошкольника возрастает почти в 3 раза (3000-3500 слов). В числе характерных особенностей развития речи дошкольников отмечают «глагольность», т.е. наиболее часто в своей речи шестилетние дети используют глаголы, связанные с движением (ходит, бегает, прыгает, едет) и деятельностью (рисует, лепит, играет). На развитие речи дошкольников, а именно применение в речи обобщений, влияет и овладение новыми понятиями и их значениями. Достаточно развитой к 6 годам является и грамматическая сторона речи ребенка. Дети усваивают типы склонений и спряжений, учатся строить более сложные предложения. К поступлению в первый класс развитие речи дошкольников достигает такого уровня, что дети, как правило, уже владеют почти всеми союзами и приставками.

     В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.

     Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые включен ребенок, приводит к интенсивному развитию, во-первых, всех сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя), во-вторых, ее форм (контекстной и объяснительной) и функций (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой).

     Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.         

  • Что влияет на успешное развитие детской речи? - 1 мл.гр. - Шагалова Н.Ф.
  • Роль детской книги в воспитательно – образовательном процесе    
  • Учим ребенка пересказывать рассказы - О.Е. Отинова
  • Игры со словами - мл.гр.
  • Утро начинается с разминки
  • Памятка для родителей по развитию речи
  • Воспитание культуры речи - ср. гр.